Форма входа

Категории раздела

Моделирование интегрированной архитектуры [8]
UPIA и связанные материалы
Архитектурные каркасы [3]
TOGA, DoDAF и т.п.
Размышления о концепции интегрированного моделирования предприятия [3]
Статьи о разработке технологии интегрированного моделирования и управления предприятием

Поиск

Наш опрос

Интересны ли Вам статьи цикла "Повышение производительности аналитика"?
Всего ответов: 25

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Суббота, 21.12.2024, 15:13
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Я - Аналитик!

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Архитектура предприятия » Моделирование интегрированной архитектуры

    Моделирование интегрированной архитектуры (4)

    Моделирование стратегии в UPIA

    Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы внутрипроизводственных отношений и позиций предприятия в окружающей среде.

    Стратегия порождает требования к возможностям предприятия, необходимым для обеспечения желаемого результата[1].

    Любая стратегия, независимо от предметной области, может быть определена с использованием следующих компонентов:

    • Объект стратегии – предприятие, управляемое стратегией

    Объектом стратегии является само предприятие.

    UPIA не имеет модельных элементов, специально предназначенных для обозначения объекта стратегии. Весьма условно, можно представлять объект стратегии на диаграммах, если возникнет необходимость, пакетом модели предприятия (см. определения структурных модельных элементов UPIA в предыдущем выпуске цикла).

    Entrpr

    • Субъект стратегии – тот, кто осуществляет стратегию
    • Стратегический результат – то, ради чего существует или создается предприятие
    • Средства достижения результата
    • Порядок достижения результата

    Модель стратегии предприятия рассматривает проблемы с точки зрения полного предприятия.

    Стратегия предприятия должна быть смоделирована и выражена так, чтобы в процессе развития можно было трассировать результаты разработки обратно к начальным принципам, а так же обеспечивать контекст для обсуждения будущих возможностей и их влияния на конечный результат предприятия в целом. 

    На стратегическом уровне интересы организации определяются Видением предприятия (ожидаемый стратегический результат) и Стратегическими миссиями организации, способствующими достижению этого Видения. При этом Видение выражается в терминах Целей и Стремлений, а Миссия – в терминах Возможностей, которые нужно иметь для их достижения (средства достижения результата).

    Модель стратегии предприятия включает также заинтересованных лиц предприятия и внешние сущности, которые взаимодействуют с предприятием, но недоступны для нашего воздействия[2].

    На рисунке ниже представлена типовая структура пакета представления "Стратегия предприятия" (из русифицированного шаблона RSx).

    u41 

    Рисунок 1. Типовая структура представления "Стратегия предприятия" (из шаблона по умолчанию).

    Заинтересованное лицо (Stakeholder)

    StH 

    Заинтересованное лицо – это индивидуум, группа или организация (или их класс), имеющий интересы относительно предприятия.

    Любая работа начинается с идентификации ключевых заинтересованных лиц и их интересов. Нет заинтересованных лиц – нет работы!

    "Кто платит, тот заказывает музыку!"

    Видение (Vision)

    Vis 

    Видение описывает будущее состояние предприятия, без отношения к тому, как оно должно быть достигнуто. Видение – это предел, возможно недосягаемый, состояния, которого предприятие хотело бы достигнуть.

    Видение может содержать набор предположений о том, как будут развиваться события в течении 10 или 20 лет, и даже больше.

    Видение может быть сформулировано как намерение или более широкая цель. Оно является продолжающимся руководством без временных рамок. Формулировка видения должна мотивировать людей к достижению определенных целей и отвечает на вопросы:

    • Почему мы существуем?
    • Чем мы хотим стать?

    Эффективная формулировка видения должна иметь следующие свойства:

    • Ясность и отсутствие двусмысленностей
    • Яркое, но точное изображение, не содержащее неоднозначностей
    • Описание светлого будущего (надежды)
    • Незабываемое и притягательное выражение
    • Связанность с реалистическими целями
    • Соответствие мотивации и культуре организации

    Цель (Goal)

    Coal 

    Цель – это определенный достижимый результат для предприятия, представленного архитектурой.

    Цели предприятия достигаются при наличии возможностей, которые поддерживают эти цели.

    Стремление (Objective)

    Obj 

    В UPIA делается различие между целями и стремлениями.

    Стремление – это описание достижимого, ограниченного временем и измеримого результата, которого стремится получить предприятие, чтобы достигнуть его целей.

    Т.о. цель – это неточно сформулированное намерение, которое должно быть детализировано и конкретизировано, а стремление – это намерение, которое сформулировано точно, и для которого определены срок достижения и измеримая величина эффекта.

    Стратегическая миссия (Strategic Mission)

    Missn 

    Стратегическая миссия является оператором видения; то есть она указывает на регулярную деятельность, которая делает видение действительностью.

    Формулировка миссии должна описывать (в широких терминах), как предприятие достигнет видения. Стратегическая миссия связана с внешним очертанием успеха, если он будет достигнут.

    Стратегическая миссия и видение идут рука об руку.

    Эффективная формулировка видения должна соответствовать преобладающей культуре заинтересованных лиц, организации, рыночной и политической сферам. Формулировка видения ничего не значит, если она не находится в соответствии со взглядами, которые существуют в организации. Она представляет руководящие принципы, когда возникают этические проблемы, связанные реализацией видения и совершения стратегической миссии.

    Формулировка стратегической миссии предлагает путь для реализации видения. Эта формулировка прямо опирается на практический результат и достижения предприятия. Поэтому, стратегическая миссия вместе с видением и целями предприятия – это фундаментальные элементы, которые обеспечивают контекст для систем, содержащихся в модели и описанных в описании архитектуры.

    Стратегическая миссия должна реализовываться не менее, чем одной возможностью.

    Возможность (Capability)

    Capbl 

    Возможность – это высокоуровневая спецификация способности предприятия выполнять указанный курс действий.

    В проекте архитектуры возможности могут использоваться (непосредственно или опосредованно) для стратегического планирования, планирования проекта, бизнес и системного моделирования и моделирования развертывания.

    Доктрина (Doctrine)

    Doctr 

    Доктрина определяет принципы, которые управляют архитектурным аспектом.

    Доктрина, являющаяся родительской в иерархии доктрин, всегда должна приниматься предприятием, которое обозначено в UPIA наличием пакета Enterprise Model.

    Доктрина может быть применена к конфигурациям возможностей (и, следовательно, к их стереотипам), операционным задачам и системным задачам.

     

    В следующем выпуске мы используем обозначенные выше модельные элементы для построения диаграммы мотивации бизнеса, которая, де-факто, является наиболее употребительной для иллюстрации стратегии предприятия.



    [1] В литературе встречается множество определений термина "стратегия", часто применимых только к специфическим областям деятельности и, не редко, противоречащих друг другу. Кто хочет убедиться в этом, попробуйте набрать "стратегия" в любой поисковой системе. Предложенное определение, на взгляд автора, лучше всего отражает дух стратегической модели UPIA. Источник: http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm.

    [2] Аналог объекта файловой системы, доступного "только для чтения".

    Категория: Моделирование интегрированной архитектуры | Добавил: lnew (12.01.2011)
    Просмотров: 1241 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: