Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Главная » Статьи » Архитектура предприятия » Моделирование интегрированной архитектуры |
Моделирование стратегии в UPIAСтратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы внутрипроизводственных отношений и позиций предприятия в окружающей среде. Стратегия порождает требования к возможностям предприятия, необходимым для обеспечения желаемого результата[1]. Любая стратегия, независимо от предметной области, может быть определена с использованием следующих компонентов:
Модель стратегии предприятия рассматривает проблемы с точки зрения полного предприятия. Стратегия предприятия должна быть смоделирована и выражена так, чтобы в процессе развития можно было трассировать результаты разработки обратно к начальным принципам, а так же обеспечивать контекст для обсуждения будущих возможностей и их влияния на конечный результат предприятия в целом. На стратегическом уровне интересы организации определяются Видением предприятия (ожидаемый стратегический результат) и Стратегическими миссиями организации, способствующими достижению этого Видения. При этом Видение выражается в терминах Целей и Стремлений, а Миссия – в терминах Возможностей, которые нужно иметь для их достижения (средства достижения результата). Модель стратегии предприятия включает также заинтересованных лиц предприятия и внешние сущности, которые взаимодействуют с предприятием, но недоступны для нашего воздействия[2]. На рисунке ниже представлена типовая структура пакета представления "Стратегия предприятия" (из русифицированного шаблона RSx).
Рисунок 1. Типовая структура представления "Стратегия предприятия" (из шаблона по умолчанию). Заинтересованное лицо (Stakeholder)
Заинтересованное лицо – это индивидуум, группа или организация (или их класс), имеющий интересы относительно предприятия. Любая работа начинается с идентификации ключевых заинтересованных лиц и их интересов. Нет заинтересованных лиц – нет работы! "Кто платит, тот заказывает музыку!" Видение (Vision)
Видение описывает будущее состояние предприятия, без отношения к тому, как оно должно быть достигнуто. Видение – это предел, возможно недосягаемый, состояния, которого предприятие хотело бы достигнуть. Видение может содержать набор предположений о том, как будут развиваться события в течении 10 или 20 лет, и даже больше. Видение может быть сформулировано как намерение или более широкая цель. Оно является продолжающимся руководством без временных рамок. Формулировка видения должна мотивировать людей к достижению определенных целей и отвечает на вопросы:
Эффективная формулировка видения должна иметь следующие свойства:
Цель (Goal)
Цель – это определенный достижимый результат для предприятия, представленного архитектурой. Цели предприятия достигаются при наличии возможностей, которые поддерживают эти цели. Стремление (Objective)
В UPIA делается различие между целями и стремлениями. Стремление – это описание достижимого, ограниченного временем и измеримого результата, которого стремится получить предприятие, чтобы достигнуть его целей. Т.о. цель – это неточно сформулированное намерение, которое должно быть детализировано и конкретизировано, а стремление – это намерение, которое сформулировано точно, и для которого определены срок достижения и измеримая величина эффекта. Стратегическая миссия (Strategic Mission)
Стратегическая миссия является оператором видения; то есть она указывает на регулярную деятельность, которая делает видение действительностью. Формулировка миссии должна описывать (в широких терминах), как предприятие достигнет видения. Стратегическая миссия связана с внешним очертанием успеха, если он будет достигнут. Стратегическая миссия и видение идут рука об руку. Эффективная формулировка видения должна соответствовать преобладающей культуре заинтересованных лиц, организации, рыночной и политической сферам. Формулировка видения ничего не значит, если она не находится в соответствии со взглядами, которые существуют в организации. Она представляет руководящие принципы, когда возникают этические проблемы, связанные реализацией видения и совершения стратегической миссии. Формулировка стратегической миссии предлагает путь для реализации видения. Эта формулировка прямо опирается на практический результат и достижения предприятия. Поэтому, стратегическая миссия вместе с видением и целями предприятия – это фундаментальные элементы, которые обеспечивают контекст для систем, содержащихся в модели и описанных в описании архитектуры. Стратегическая миссия должна реализовываться не менее, чем одной возможностью. Возможность (Capability)
Возможность – это высокоуровневая спецификация способности предприятия выполнять указанный курс действий. В проекте архитектуры возможности могут использоваться (непосредственно или опосредованно) для стратегического планирования, планирования проекта, бизнес и системного моделирования и моделирования развертывания. Доктрина (Doctrine)
Доктрина определяет принципы, которые управляют архитектурным аспектом. Доктрина, являющаяся родительской в иерархии доктрин, всегда должна приниматься предприятием, которое обозначено в UPIA наличием пакета Enterprise Model. Доктрина может быть применена к конфигурациям возможностей (и, следовательно, к их стереотипам), операционным задачам и системным задачам.
В следующем выпуске мы используем обозначенные выше модельные элементы для построения диаграммы мотивации бизнеса, которая, де-факто, является наиболее употребительной для иллюстрации стратегии предприятия. [1] В литературе встречается множество определений термина "стратегия", часто применимых только к специфическим областям деятельности и, не редко, противоречащих друг другу. Кто хочет убедиться в этом, попробуйте набрать "стратегия" в любой поисковой системе. Предложенное определение, на взгляд автора, лучше всего отражает дух стратегической модели UPIA. Источник: http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm. [2] Аналог объекта файловой системы, доступного "только для чтения". | |
Просмотров: 1241 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |