Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Главная » Статьи » Архитектура предприятия » Моделирование интегрированной архитектуры |
Моделирование стратегии в UPIA (2)UPIA – это язык моделирования. Он предоставляет допустимые типы модельных элементов и допустимые типы отношений между ними. Никаких прямых указаний на то, как моделировать архитектуру предприятия (технологию моделирования) UPIA не предоставляет[1]. Однако, официальный справочник UPIA и шаблоны моделирования, входящие в поставку RSx, содержат ряд примеров диаграмм, которые дают представление о том, как видят моделирование архитектуры предприятия авторы языка. Таким образом, мы знаем, что такое стратегия, имеем набор модельных элементов для моделирования стратегии, примеры диаграмм. Дальше можно придумать все самим, но "придумывание" – не лучший способ действий для аналитика. Лучше подобрать подходящий аналог и приспособить его к нашей ситуации. Пожалуй, наиболее распространенную и подходящую к случаю технологию моделирования стратегии представляет т.н. модель мотивации бизнеса (Business Motivation Model от Business Rules Group[2]) и различные ее модификации, часто имеющие другие название, но содержащие те же самые концепции. Модель мотивации бизнеса и UPIAМодель мотивации бизнеса (MMB) обеспечивает технологию для разработки бизнес-планов предприятия. Конкретно, MMB делает следующее:
Фундаментальным понятием для модели является понятие мотивации. Идея состоит в следующем: если предприятие определило некоторый подход в своей деятельности, оно должно быть способно ответить, почему; то есть, для достижения какого результата предназначен этот подход. Краеугольным камнем в начале любой работы должно быть определение стремления предприятия (его Видения) и деятельности по его реализации (его Миссии). Далее должны быть введены усовершенствования Видения (Цели и Стремления) и Миссии (Стратегии и Тактики). Используется общий термин Результат при обращении к любому из понятий "стремления" и термин Средство при обращении к любому из понятий "деятельности". Эта конъюнкция Результатов и Средств (бытия и выполнения) является ядром модели мотивации бизнеса. MMB оперирует множеством других элементов, но тех, которые мы уже определили, пока достаточно, чтобы использовать эту технологию для моделирования мотивации на стратегическом уровне. В предыдущем выпуске были перечислены компоненты стратегии предприятия. Это объект стратегии (само предприятие), субъект стратегии, стратегический результат, средства достижения результата и порядок достижения результата. Эти компоненты по названию и содержанию очень близки концепциям MMB, и, как оказалось, обеспечивают достижение целей, стоящих перед моделированием стратегии предприятия – определение высокоуровневых целей, способов и планов достижения этих целей. Субъект стратегииВыше отмечено, что MMB включает некоторые дополнительные элементы. К таким элементам относится, в частности, Организационный модуль (Organization Unit ). В соответствии с определением, это "любая распознаваемая ассоциация людей в контексте предприятия". Организационный модуль может:
Наиболее близким понятием UPIA является Организационный ресурс (Organizational Resource).
Организационный ресурс – это элемент, используемый при моделировании различных аспектов архитектуры, включая видение, миссии, цели, компетентности, возможности, роли, планы проектов и т.д.
Рисунок 1. Организационный ресурс в контексте метамодели UPIA. Субъектом стратегии является заинтересованное лицо "Департамент транспорта"[3].
Рисунок 2. Субъект стратегии предприятия UK SAR. Стратегический результатСтратегический результат – это то, ради чего существует или создается предприятие. Предприятие не имеет никакого смысла, если не определен ожидаемый стратегический результат. Стратегический результат (ожидаемый) определяется на основании фактов и представлении будущего состояния бизнеса и среды, отношений с внешней средой (включая контрагентов) и т.п. Ожидаемый стратегический результат предприятия UK SAR самого верхнего уровня представляется следующим образом[4]:
Рисунок 3. Видение предприятия UK SAR. Глобальная цель предприятия, выраженная в Видении, декомпозируется в две цели, как показано на следующей диаграмме:
Рисунок 4. Цели предприятия UK SAR. На данном этапе недостаточно информации для детализации Целей Стремлениями. Отложим пока это действие. Средства достижения результатаСредства представляют любые технологии, возможности, устройства, ограничения, методы и т.п., которые могут быть применены, вызваны, активизированы или предписаны для достижения результатов. Средства не указывают шагов (бизнес-процесса или рабочего потока), которые должны быть выполнены, или ответственностей за их использование; они определяют только факт применения некоторого инструментария для достижения желательных результатов. Как помнят читатели, в MMB определены следующие средства (в порядке иерархии):
В UPIA средства стратегического уровня представляются следующими модельными элементами:
Сравнение определений терминов "Миссия" MMB и "Миссия" UPIA, "Стратегия" и "Возможность", "Тактика" и "Операционная возможность" свидетельствует, что эти пары терминов описывают одни и те же понятия[5]. В моделировании на UPIA мы, естественно, будем пользоваться терминологией UPIA. Определение Стратегической миссии:
Рисунок 5. Стратегическая миссия предприятия UK SAR. Определение стратегической возможности:
Рисунок 6. Стратегическая возможность предприятия. Модельные элементы "Операционная возможность", конкретизирующие и детализирующие стратегическую возможность, на данном этапе моделирования создавать не будем. Порядок достижения результатаПорядок достижения результатов определяется различными инструкциями, описаниями методов и правил. В BMM концепции, определяющие порядок достижения результатов включены в категорию Средств, но выделены в отдельную подкатегорию Директивы (Directive). Это:
В UPIA им соответствуют:
Мы не будем, пока, разрабатывать модель порядка достижения результатов. Ограничимся созданием "пустого" модельного элемента "Архитектурные принципы", отсутствие которого в модели является ошибкой языка[6].
Рисунок 7. Доктрина предприятия UK SAR. Диаграмма стратегии предприятия[7]
Рисунок 8. Диаграмма стратегии предприятия UK RSA. Почти все отношения (кроме двух), представленные на диаграмме, являются отношениями UPIA, два из них имеют стереотипы, указывающие на их смысловое значение. Ассоциация между элементами Миссия предприятия и Видение UK SAR указывает, что эта стратегическая миссия активизирует соответствующее видение. Ассоциация между элементами Поиск и спасение и Миссия предприятия указывает, что эта возможность реализует миссию. Ассоциация между элементами Достижение функционирования и Поддержка международных обязательств и элементом Видение UK SAR указывает, что эти цели расширяет видение. UPIA не предусматривает создания непосредственных связей между возможностями и целями, но иногда такие связи могут оказаться полезными, например, при планировании проектов. Зависимости UML между элементом Поиск и спасение и целями указывает, что возможность поддерживает соответствующие цели, и при реализации возможности необходимо учитывать содержание целей.
Недоверчивый читатель может спросить: "А где же обещанные планы?" Наша диаграмма имеет уже почти все элементы, необходимые для стратегического планирования, которому будет посвящен следующий выпуск. [1] Это правило относится (или должно относиться) к любому языку. Грамматика русского языка не учит, как написать роман "Война и мир"! [3] Основной источник информации о системе UK SAR, используемый в примере моделирования: http://www.mcga.gov.uk/c4mca/mcga-uk_sar_framework_document.pdf. [4] Термин "Видение" (Vision) достаточно часто встречается в англоязычной литературе, и означает примерно одно и то же: представление будущего состояния объекта стратегии. Однако рекомендации о форме документирования Видения в различных технологиях разнятся чрезвычайно. Если в модели мотивации и UPIA – это краткая формулировка, то, например, в TOGAF – это серьезный документ, включающий описания проблем, которые решит предприятие, модели среды и процессов и т.д. [5] По мнению автора, термины UPIA здесь являются более общими и больше соответствуют сути явления. [6] Подробно использование модельных элементов UPIA Доктрина, Политика и Правило при моделировании Принципов TOGAF будет обсуждаться в одной из статей цикла "Расширение моделирования в TOGAF с использованием UML и здравого смысла". [7] Фактически, это, конечно же, диаграмма мотивации предприятия. Но Модель мотивации бизнеса – это что-то вроде товарного знака Business Rules Group. Она имеет опубликованную метамодель, множество элементов и т.д. Человек, знающий правила модели, может обвинить меня в безграмотности. Название "Диаграмма стратегии предприятия" – название вполне свободное: мало ли диаграмм, изображающих стратегию в той или иной форме! | |
Просмотров: 2059 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |